Как отслеживать в метрике письма на e-mail
без подключения e-mail - трекинга

Сейчас буквально каждый школьник знает, что нужно считать конверсию сайта в обращения и звонки - по разным каналам, источникам, в разных разрезах - этим уже никого не удивишь. Любой, даже не уважающий себя директолог, создает в Метрике цель «Заказ» для отслеживания заявок с форм на сайте и пользуется системами коллтрекинга и для отслеживания конверсий в звонки и, конечно же, он не забывает проставлять UTM метки в своих объявлениях.



Отслеживание в метрике

Отслеживание в метрике

 

Широко шагнула вперед и электронная торговля (e-commerce) в Google Analytics для интернет-магазинов, позволяющая почти в прямом эфире наблюдать сколько ты заработал денег в разрезе по товарам, регионам, демографическим и др. данным.

Это все прекрасно, но… Что делать если вы работаете в B2B секторе и больше половины заявок приходит вам на электронную почту? Получается, даже если вы отслеживаете с десяток различных конверсий, включая заявку с формы, звонок, скачивание прайса и настроили самые лучшие UTM метки на свете – все эти меры не позволят вам узнать сколько клиентов направили свои запросы по e-mail.



Заявки с сайта

Заявки с сайта

 

Мы решили эту проблему с помощью Google Tag Manager.

Что такое Google Tag Manager можно отдельно почитать на официальном сайте - https://www.google.com/intl/ru/tagmanager/, если вкратце, то GTM – это бесплатный сервис компании Google, позволяющий управлять тегами на сайте и в мобильном приложении.

С помощью Google Tag Manager мы отслеживаем все взаимодействия с e-mail на сайте, что позволяет нам подсчитать приблизительное количество заявок на электронную почту.

А именно мы отслеживаем:

Копирование e-mail выделением

Копирование e-mail правой кнопкой

Нажатие на e-mail

 

Ниже подробно рассмотрим этапы настройки:

Предварительная настройка

Для начала нужно чтобы были установлены:

Google Tag Manager

Яндекс Метрика

Google Analytics

 

Как устанавливаются Яндекс Метрика и Google Analytics мы в этой статье рассматривать не будем.

 

Установка и настройка Google Tag Manager

1)Заходим в Google Tag Manager https://tagmanager.google.com под своим аккаунтом @gmail.com


Google Tag Manager

Google Tag Manager

 

2) Настройка аккаунта - вводим название аккаунта (название компании), «Далее»


Настройка Google Tag Manager

Настройка аккаунта



 

3) Пишем «Название контейнера» (можно указать URL сайта), «Где будет использоваться контейнер» - выбираем «Веб-сайт», «Создать».


Настройка контейнера Google Tag Manager

Настройка контейнера



 

4) Во всплывающем окне выбираем страну «Russian» и нажимаем в правом верхнем углу «ДА»


Выбор страны в Google Tag Manager

Выбор страны



 

5) Далее копируем код и отправляем программисту или устанавливаем самостоятельно, Руководство по установке на сайт https://developers.google.com/tag-manager/quickstart


Диспетчер тегов в Google Tag Manager

Диспетчер тегов Google



 

Отслеживание событий в Google Tag Manager

Настройка события «Клик по e-mail»

1. Заходим в Google Tag Manager https://tagmanager.google.com под своим аккаунтом @gmail.com

2. Заходим в «Переменные», «Настроить», ставим галочку перед "Click URL", закрываем.


Переменные в Google Tag Manager

Встроенные переменные

 

3. Идём в «Триггеры», «Создать». Называем триггер «Прослушивание кликов» (в левом верхнем углу поле для названия).


Триггер в Google Tag Manager

Триггер


Прослушивание кликов в Google Tag Manager

Прослушивание кликов



 

4. Заходим в настройки триггера, выбираем «Тип триггера» – «Клик» – «Только ссылки».


Триггер в Google Tag Manager

Настройка триггера

 

5. Выбрать «Некоторые клики по ссылкам» – «Click URL» потом «содержит», вписать в поле «mailto», «Сохранить».


Триггер в Google Tag Manager

Настройка триггера

 

6. Переходим в «Теги», «Создать»

Теги в Google Tag Manager

Создание тега

 

7. Заходим в конфигурацию тега – выбираем «Universal Analytics».


Теги в Google Tag Manager

Конфигурация тега

 

8. Тип отслеживания – событие. Прописываем вручную:

Категория – «Clicks»

Действие – «Email Click»

Ярлык – «mailClick»



Теги в Google Tag Manager

Тип отслеживания



 

9. «Не взаимодействие» - «false», «Настройки Google Analytics» - выбираем «новая переменная»


Теги в Google Tag Manager

Дополнительные настройки



 

10. Копируем идентификатор из Google Analytics (например, «UA-85089185-1»)


Google Analytics

Идентификатор из Google Analytics



 

11. Вставляем идентификатор Google Analytics в поле «идентификатор отслеживания», Называем «Идентефикатор Google Analytics», «Сохранить»


Google Tag Manager

Идентификатор отслеживания



 

12. Ставим тегу триггер «Прослушивание кликов», Называем тег «Google Analytics клик по e-mail», «Сохранить».


Google Tag Manager

Прослушивание кликов



 

13. Переходим в «Теги», «Создать»


Теги в Google Tag Manager

Создание нового тега



 

14. Конфигурация тега – «Пользовательский HTML».


Теги в Google Tag Manager

Конфигурация тега



 

15. В поле HTML вставить этот код, вписав в него номер счетчика Яндекс Метрики:

<script type="text/javascript">
yaCounterXXXXXXXX.reachGoal('EMAILCLICK');
</script>

где XXXXXXXX – номер счетчика Яндекс Метрики

Счетчик Яндекс Метрики

Номер счетчика Яндекс Метрики



 

16. Ниже ставим тегу триггер «Прослушивание кликов», называем тег «Яндекс Метрика клик по e-mail», «Сохранить».


Теги в Google Tag Manager

Добавление триггера к тегу

 

Настройка события «Копирование e-mail»

 

1. Заходим в Google Tag Manager https://tagmanager.google.com под своим аккаунтом @gmail.com

2. Переходим в «Теги», «Создать», Называем его «Копирование e-mail» (в левом верхнем углу поле для названия).


Теги в Google Tag Manager

Создание нового тега



 

Конфигурация тега – «Пользовательский HTML». Конфигурация тега – «Пользовательский HTML».

 

3. Конфигурация тега – «Пользовательский HTML».


Теги в Google Tag Manager

Конфигурация тега

 

4. Вставляем скрипт:

<script>
var c = document.getElementsByTagName("a");
for(var i = 0; i < c.length; i++) {
   if((typeof(c[i]) !== undefined) && (c[i].href.indexOf('mailto') !== -1)) {
    c[i].addEventListener('copy', function(evt) {
     dataLayer.push({
      'event': 'copyText',
      'copy-class' : evt.target.className
     });
    });
   c[i].addEventListener('contextmenu', function(evt) {
    dataLayer.push({
    'event': 'rightClick',
    'copy-class' : evt.target.className
    });
   });
  }
}
    </script>
Скрипт

Скрипт



 

5. Ниже ставим триггер – «All Pages». (Если такого триггера нет, создайте триггер с типом "Просмотр страницы" с активацией на всех страницах. Сохраните триггер и назначьте его тегу "Копирование e-mail"). Далее «Сохранить»


Триггер в Google Tag Manager

Триггер "All pages"



 

6. Открываем «триггеры». Создаём триггер. Называем его «Копирование e-mail – правая кнопка» (в левом верхнем углу поле для названия).


Триггеры в Google Tag Manager

Создание нового триггера



 

7. Тип триггера – пользовательское событие.


Триггеры в Google Tag Manager

Тип триггера



 

8. Имя события – «rightClick». Далее выбираем – «некоторые специальные события». Выставить настройки: Event – содержит – rightClick, «Сохранить»


Создание события в Google Tag Manager

Имя события

 

9. Создать новый триггер. Называем его «Копирование email – copy». Повторить все действия из п.6, 7 и 8, только везде вместо «rightClick» использовать «copyText».


Триггер в Google Tag Manager

Создание нового триггера

 

10. Создаем новый тег, называем его «Google Analytics копирование e-mail». Конфигурация тега – «Universal Analytics».

 

11. Тип отслеживания – выбираем «событие», прописываем:

Категория – «Copies»

Действие – «Email Copy»

Ярлык – «mailCopy»



Отслеживание в Google Tag Manager

Тип отслеживания



 

12. «Не взаимодействие» - «false», «Настройки Google Analytics» - выбираем «новая переменная»


Теги в Google Tag Manager

Дополнительные настройки



 

13. Копируем идентификатор из Google Analytics (например, «UA-85089185-1»)


Идентификатор Google Analytics

Копирование идентификатора



 

14. Вставляем идентификатор Google Analytics в поле «идентификатор отслеживания», Называем «Идентификатор Google Analytics», «Сохранить»


Триггер в Google Tag Manager

Копирование идентификатора

 

15. Ставим тегу триггер «Копирование email – правая кнопка» и «Копирование email – copy», «Сохранить».


Google Tag Manager

Установка триггера



 

16. Создаем тег, называем его «Яндекс.Метрика копирование e-mail». Конфигурация тега – выбираем «пользовательский HTML», в поле HTML вставить этот код, вписав в него номер счетчика Яндекс Метрики:

<script type="text/javascript">
yaCounterXXXXXXXX.reachGoal('EMAILCOPY');
</script>

Где XXXXXXXX – номер счётчика.


Код счетчика Яндекс Метрики

Код счетчика



 

17. Ставим тегу триггер «Копирование email – правая кнопка» и «Копирование email – copy», «Сохранить».


Триггер в Google Tag Manager

Установка триггера



 

18. В Google Tag Manager, в правом верхнем углу нажимаем кнопку «Отправить»


Google Tag Manager

Отправка



 

19. Название версии и Описание версии пишем «1», так как это первая версия и нажимаем «Опубликовать»


Google Tag Manager

Внесение изменений



 

Настройка целей в Google Analytics и Яндекс Метрике

Настройка целей в Google Analytics

 

1) Заходим в Google Analytics https://analytics.google.com

2) Выбираем «Администратор». В третьем столбце нажимаешь «Цели»

3) Красная кнопка «+Цели»

4) «Собственная», «Продолжить»

5) Создаем 2 цели:

 

       1. Цель «Копирование e-mail»

Пишем название – «Копирование e-mail», выбираем тип – «Событие», «Продолжить».



Цели в Google Analytics

Копирование e-mail

 

Категория – Равно – Вписываем «Copies». Сохранить.




Цели в Google Analytics

Копирование e-mail

 

       2. Цель «Клик по e-mail»

Пишем название – «Клик по e-mail», выбираем тип – «Событие», «Продолжить».

Категория – Равно – Вписываем «Clicks». Сохранить.

 

         Настройка целей в Яндекс Метрике

 

1) Заходим в Яндекс Метрику https://metrika.yandex.ru

2) Выбираем «Настройки»

3) Нажимаем кнопку «Добавить цель»

4) Создаем 2 цели:

       1. Цель «Копирование e-mail»

 

Пишем название - «Копирование e-mail»

Выбираем «Javascript-событие»

Идентификатор цели: «EMAILCOPY», «Сохранить».



Цели в Яндекс.Метрике

Добавление цели

 

         2. Цель «Клик по e-mail»

 

Пишем название - “ Клик по e-mail ”

Выбираем «Javascript-событие»

Идентификатор цели: «EMAILCLICK», «Сохранить».

 

         Результаты до и после внедрения

 

Покажем на примере нашего клиента.

До внедрения отслеживания взаимодействия с e-mail, основными целевыми конверсиями были «Звонок» и «Заявка»

При этом количество конверсий и количество реальных заявок сильно разнилось.
Как видно ниже, сумма конверсий «Звонок» и «Заявка» составляла 822 за 3 месяца, а количество заявок, которые фактически получал заказчик с сайта составило 1530.

Целевые конверсии

Цель 1



Целевые конверсии

Цель 4

 

В идеале количество целевых конверсий и количество заявок должны совпадать хотя бы на 80-90 %, с таким процентом совпадения уже можно делать выводы по эффективности рекламных кампаний.
У нас же они совпадали всего на 40-50%. Соответственно, в большинстве случаев мы просто не знали, откуда приходила львиная доля заявок, и не знали, как повлиять на увеличение их количества.

После внедрения подсчета взаимодействий с e-mail количество отслеживаемых
целевых конверсий возросло более чем в 2 раза.


Теперь отслеживались такие конверсии как:

«Звонок»

«Заявка»

«Копирование e-mail»

«Нажатие на e-mail».

 

Ниже показаны результаты следующих 3 месяцев после внедрения отслеживания взаимодействия с e-mail.

Целевые конверсии

Все цели

 

С внедрением новых целей анализировать рекламные кампании мы начали спустя месяц, ждали, чтобы выборка стала побольше.

В итоге, после сбора достаточного количества данных и их анализа были внесены изменения в рекламные кампании.

Было сделано следующее:

Перераспределены бюджеты между кампаниями;

Некоторые кампании были переработаны;

Не эффективные кампании и вовсе отключены.

 

Результаты:

Уже во второй месяц количество заявок возросло с 500 до 560

Цена заявки снизилась с 280 до 250 рублей.

 

Сейчас мы активно используем цели по взаимодействию с e-mail на всех B2B проектах, что позволяет нам более ясно видеть всю картину взаимодействия посетителей с сайтом и более точно управлять рекламными кампаниями.

          Аналоги

 

         В виду того, что вопрос по отслеживанию заявок с e-mail волнует очень многих, стали появляться платные сервисы e-mail-treking. Принцип работы e-mail-treking схож с call-tracking, т.е. генерируются несколько почтовых адресов, и подменяют основную почту на сайте в зависимости от источника трафика. Нам пока известно о 2 таких сервисах:

         1.Callibri - https://blog.callibri.ru/zapuskaem-e-mail-treking
         2.Roistat - http://feedback.roistat.com/topics/215-e-mail-treking/