Когда бизнес из маркетинговых инструментов выбирает seo-продвижение, причины ясны:
— чтобы продаж было больше, а значит, больше обращений;
— чтобы цена обращения была приемлемой, не росла «как тесто на дрожжах», и, если возможно, снижалась;
— чтобы при остановке договора с подрядчиком, поток обращений сразу не падал до нулевой отметки.
Только вот как выбрать хорошего исполнителя, чтобы и бюджет сэкономить, и бизнес рос? — сложный вопрос.
Хотя все сводится к тому, как вы понимаете экономию бюджета:
— чтобы как можно меньше платить за услуги специалиста / агентства;
— чтобы стоимость обращения клиента была меньше, чем с контекстной рекламы.
Про дешевых специалистов мы вам не расскажем. SEO-специалиста можно получить и за 10-20 тыс. в месяц. Но, скорее всего, это будут новички, которые на вашем проекте начнут набираться опыта. Если повезет — новичок попадется толковый, то будет вам счастье.
Мы в статье поговорим о SEO-оптимизаторах-профессионалах, о том, как найти хорошего спеца, который будет работать на результат, ориентируясь на особенности вашего бизнеса.
Аудит сайта и план работ
Специалист должен начать работу с аудита сайта. Это дает возможность оценить исходную точку и понять, куда двигаться дальше. Построить прогнозы по цифрам и распланировать работы.
Прогноз и план работ обычно составляют на год с разбивкой по месяцам.
Если подрядчик сразу присылает коммерческое предложение с типовым перечнем работ, не ознакомившись с вашим сайтом, не запросив никаких доступов к статистике, то это первый «звоночек».
Во-первых, невозможно составить корректный план работ без анализа ситуации и проблем. Да, можно написать список типовых работ, но часть из них может быть для вас неактуальна, а некоторые работы могут быть вообще не учтены.
Во-вторых, корректный прогноз получится на основе статистических данных, которые можно получить из Метрики, Вебмастера, коллтрекинга.
В-третьих, на первом этапе знакомства подрядчика с клиентом важно видеть заинтересованность первого, его умение слушать и слышать проблемы / намерения клиента.
Важно:
Аудит может быть платным и бесплатным. С бесплатным будьте аккуратнее, чаще всего он поверхностный и преследует одну цель — начать диалог с клиентом. Поэтому он не покажет реальный объем предстоящих работ.
Полноценный аудит занимает до 15 часов работы специалиста и, в зависимости от объема ресурса, включает:
— анализ проекта, конкурентов, целевой аудитории и спроса;
— анализ трафика и обращений;
— анализ технических и иных проблем ресурса
— проверка юзабилити;
— оценка контента, ссылочной массы и т.п.
Для проведения аудита требуются доступы:
— к сайту;
— хостингу;
— Яндекс.Метрике и Google.Analytics;
— Вебмастерам и т.п.
Аудиту обычно предшествует брифинг. Вопросы которого показаны ниже.
Вопросы клиенту от SEO подрядчика
Грамотный специалист на старте не сыплет обещаниями, а задает много вопросов.
Если это исключительно вопросы общего характера, насторожитесь. Такие вопросы не позволят понять особенностей вашего бизнеса, клиентов, а значит, составить корректный план работ.
Пример общих вопросов:
— адрес сайта.
— какие ожидания от нашего сотрудничества?
— в каких регионах планируете продвигаться?
Мы в Сайткрафт предлагаем клиенту заполнить бриф, а затем в беседе уточняем запросы, получаем доступы к аналитике.
Подробный брифинг и интервью — основа для анализа сайта и понимания желаний клиента.
Коммерческое предложение
Коммерческое предложение даст вам ответ на вопрос, как именно подрядчик решит ваши задачи. На этом этапе, важно:
— встретиться с подрядчиком и обсудить все условия предстоящей сделки;
— задать подрядчику уточняющие вопросы, чтобы окончательно определиться о перспективах сотрудничества.
Встреча с клиентом
Последнее время чаще встречи проводятся по видеосвязи, особенно если вы находитесь в разных городах. На встрече обсудите перечень работ, сроки и предполагаемые результаты. Задайте уточняющие вопросы и оцените реакцию исполнителя на них.
Если исполнитель сразу соглашается на все требования клиента, насторожитесь. Это может сигнализировать о том, что подрядчик не разбирается в некоторых моментах, например, не понимает, что нужно сделать в первую очередь на сайте, а что во вторую, чтобы получить лучший результат, либо находится в состоянии нужды. Он просто хочет получить вас в клиенты и готов на любые условия.
Опытные seo-шники знают свою цену и не прогибаются под каждого заказчика. Могут аргументировать, почему делают именно так и в такой последовательности. Но, конечно же, проводят оптимизацию сайта с учетом мнения клиента.
Какие вопросы надо задать SEO-подрядчику:
Чтобы лучше понять кто перед вами и какие перспективы сотрудничества, задайте будущему подрядчику правильные вопросы:
1. Какие специалисты будут работать над вашим проектом?
2. Спросите о кейсах в схожей тематике.
3. Уточните, работал ли специалист с платформой, на которой сделан ваш сайт.
4. Что будет прописано в договоре:
— перечень работ;
— что входит в стоимость работ, например, закупка ссылок или оплата коллтрекинга;
— может ли меняться стоимость, если да, при каких условиях и на сколько;
— гарантии и т.п.
Важно:
Обратите внимание на момент с гарантиями. Подрядчик может гарантировать выполнение всех работ по договору, но не может гарантировать результат.
Ведь на результат влияют не только действия подрядчика, но и:
— действия конкурентов;
— особенности алгоритмов поисковых систем, а они постоянно меняются.
5. Сколько проектов ведет один SEO-оптимизатор?
Если более 10, скорее всего, он физически не сможет уделить вашему проекту достаточное количество времени.
Команда отдела продвижения
Хороший оптимизатор работает в команде с:
— копирайтером;
— контентщиком;
— программистом.
Уточните, в штате ли они. Если да — это повышает шансы на оперативное решение проблем и задач по сайту.
Например, обнаружилась ошибка в работе фильтра. Сео-спец ставит задачу в тот же день программисту на ее исправление, не тратя времени на поиски специалиста, который сможет устранить проблему.
Кроме того, работая с агентством, вы будете общаться с аккаунт-менеджером, а не с 3-5-ю разными спецами. Для вас упрощается документооборот и контроль.
Наличие кейсов
Обратите внимание на наличие кейсов в схожей тематике. В кейсах должны быть реальные скрины из Метрики, съемы позиций и информация о количестве обращений.
Важно:
Обычно подрядчик показывает только успешные кейсы, но факапы случаются даже у самого крутого специалиста.
Поищите неудачные кейсы. Если их нет — спросите о неудачах:
— если специалист утверждает, что он всегда хорош, насторожитесь. Скорее всего, он нечестен;
— уточните причины неудач, спросите, как специалист вышел из ситуации и какие выводы сделал;
— если в факапах специалист видит вину всех, кроме себя, значит, он не готов брать на себя ответственность. Когда на вашем проекте возникнут сложности, такой «профи» будет искать виновных, а не решение проблем.
Например, у нас был случай, когда мы перенесли не весь контент с нескольких страниц старого сайта на новый, что привело к потере трафика с 4000 до 3000. Когда мы это обнаружили, оперативно внесли правки, отправили страницы не переобход и вернули трафик.
Этот случай расширил наш чек-лист при переносе сайта на несколько пунктов. Больше мы таких ошибок не делаем.
Отчетность
Если ваш seo-шник говорит и пишет отчеты на птичьем языке, а на попытки прояснить неясные моменты морщится и бормочет что-то нечленораздельное, бегите от него.
Из хорошего отчета вы сразу поймете, что было сделано и к каким результатам эти действия привели, даже если вы имеете очень поверхностное суждение о SEO.
Что входит в отчет:
1. Перечень работ.
2. Трафик (графики).
3. Показатели в цифрах:
— трафик;
— количество лидов;
— цена одного лида;
— конверсия сайта по неделям и за месяц.
4. Сравнение показателей в течение текущего года.
5. Сравнение трафика по месяцам в разрезе нескольких лет.
6. План работ на следующий месяц
Мы в Сайткрафте пишем развернутые отчеты. В них не только перечень работ, но указано какие конкретно страницы меняли, что на них изменено / добавлено.
Некоторым клиентам делаем разбивку работ по специалистам:
— seo-шник;
— копирайтер;
— контент-менеджер;
— программист.
Когда ждать отчет
Мы отправляем отчеты в первых числах (дата согласовывается с клиентом) каждого месяца, следующего за отчетным. Аккаунт-менеджер созванивается с заказчиком. Обсуждают отчет, оговаривают все неясные моменты и вопросы.
В отдельных случаях, мы еженедельно по понедельникам отправляем отчеты за прошедшую неделю. Цель таких отчетов
— показать клиенту перечень проведенных работ.
Вывод
Если самая низкая цена — не единственный критерий выбора, подобрать SEO-специалиста, который поможет вашему бизнесу расти, вполне реально.
Обратите внимание на его опыт и кейсы, гарантии, которые он готов и не готов предоставить. Попросите показать пример отчета.
Чтобы узнать больше о возможностях SEO для В2В-бизнеса, пройдите по ссылке.
[yasr_visitor_votes size=»medium»]
Читайте также
Обсудим ваш проект
Расскажите о задачах и задайте вопросы —
мы перезвоним в течение рабочего дня